Принято считать, что именно исполнители обычно нарушают обязательства по госконтракту – товары и услуги попросту не поставляют вовремя или их качество не соответствует установленным требованиям.
Однако, в последнее время на практике всё чаще встречается просрочка оплаты по 44-ФЗ со стороны заказчика. За несвоевременную оплату по контракту действующим законодательством ответственность, однако исполнителю необходимо правильно действовать в этой ситуации, соблюдая определенную последовательность действий.
В данном случае алгоритм действий будет примерно следующим:
1. Подготовка и направление претензии контрагенту.
В претензии необходимо указать, какие именно положения договора нарушил заказчик, со ссылкой на конкретные пункты документа, а также обозначить сумму долга и срок, до которого он должен быть погашен. Сроки расчёта, как правило, указываются в содержании контракта. Если такие данные отсутствуют, то разумным периодом для оплаты будет промежуток от 10 до 30 дней. В заявлении не забудьте также указать банковские реквизиты для перевода денежных средств.
2. Если претензию заказчик игнорирует, то следующим этапом будет обращение с заявлением в органы внутреннего государственного (муниципального) контроля, перечень которых определён в ч. 8 ст. 99 ФЗ-44.
В обращении, помимо описания претензии к Заказчику, следует также ссылаться на доказательства, подкреплённые соответствующими документами (копиями).
Кроме того, в заявлении необходимо указать информацию о полных реквизитах заказчика и подрядчика, в том числе обратный почтовый адрес заявителя для получения ответа на указанное обращение.
Согласно Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ, срок рассмотрения подобных заявлений составляет 30 дней. В течение этого времени контролирующим органом будет проведена проверка заказчика, по результатам которой будет вынесено предписание с требованием устранить выявленные нарушения, а также составлен протокол об административном правонарушении.
Одним из вариантов досудебного урегулирования вопросов, связанных с просрочкой оплаты по госконтрактам, является также жалоба в Прокуратуру. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие противоправные действия, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении подобных нарушений законодательства закупку могут признать недействительной.
3. В том случае, когда и обращения в компетентные контролирующие органы не дали положительного результата, Исполнителю следует обращаться защитой своих нарушенных прав в Арбитражный суд по месту регистрации Ответчика (Заказчика).
Суд рассмотрит заявление по факту просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ и вынесет решение, обязывающее ответчика оплатить работу. Последний имеет право в течение 10 дней обратиться в апелляционную инстанцию. Если заказчик этим правом не воспользовался, решение вступает в силу. Это означает, что причитающиеся подрядчику деньги должны быть перечислены до установленной судом даты. Контроль исполнения решения возлагается на службу судебных приставов.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что добиться справедливости Исполнителю, не обладая специальными юридическими познаниями, будет достаточно сложно.
В данном случае лучше обратиться к грамотному специалисту. Юристы Консалтинговой группы «Эваз Консалтинг» помогут провести процедуру взыскания задолженности по госконтрактам на любой стадии.