На сегодняшний день интернет является наиболее востребованным источником информации, поэтому и размещение рекламы в сети сейчас очень актуально. Но будь то рекламный ролик, всплывающий баннер или контекстная реклама, это не должно нарушать действующее законодательство. В противном случае антимонопольная служба может оштрафовать компанию на внушительную сумму, а рекламу потребует убрать с сайта. Причем, контролирующий орган узнаёт о нарушении, как правило, от конкурентов компании. В связи с этим, любой рекламирующей себя на просторах интернета организации, необходимо иметь хотя бы минимальные познания в области законодательства о рекламе.
Вышеуказанную сферу регулирует, в первую очередь, Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ. И реклама, размещаемая, во «всемирной паутине» также должна соответствовать этим требованиям.
И хотя в юридической доктрине на этот счет есть сомнения, ФАС в своём письме от 25.09.2019 г. № АК/83509/19 подтвердила, что при размещении рекламы в сети «Интернет» руководствоваться надо нормами, установленными 38-ФЗ. Так, неотъемлемый признак рекламной информации, в том числе в Интернете, — ее направленность на привлечение, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, на его продвижение на рынке. Учитывая это, ФАС выделила интернет-информацию, которая рекламой точно являться не будет. А также определила статус рекламы в мобильных приложениях.
ФАС РФ полагает, что для целей применения закона о рекламе под рекламой, распространенной в Интернете, понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах:
- .ru;
- .su;
- .рф.
- на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах (.com, .net, .org и т.д.).
Согласно части 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение ряда его положений несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 3 указанного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Поскольку наполняет сайт информацией и обладает правами модератора размещаемой информации владелец (администратор) сайта, то именно он и признаётся рекламораспространителем.
В законе чётко указано, что «реклама должна быть добросовестной и достоверной». «Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются» (п. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). С помощью такой формулировки законодатель особо акцентирует внимание на этом требовании. Ведь, как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба чаще всего выявляет и наказывает именно за рекламу, нарушающую это базовое требование. О том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, в законе написано далее – в ч. 2 и 3 той же статьи.
Далее прописаны такие требования, как:
- реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (ч. 4);
- в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений (ч. 5);
- в рекламе не должны содержаться бранные слова, непристойные и оскорбительные образы (ч. 6);
- реклама не может быть выпущена без части существенной информации о рекламируемом товаре (ч. 7).
Кроме того, согласно тому же закону нельзя рекламировать:
- товары, производство и реализация которых запрещены;
- наркотические средства и психотропные вещества;
- взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехники;
- табак, табачную продукцию, табачные изделия и курительные принадлежности;
- алкогольную продукцию (нельзя именно в Интернете, а также еще в ряде источников);
- товары, не прошедшие необходимую госрегистрацию или сертификацию;
- товары, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии в случае ее отсутствия;
- информационную продукцию без указания возрастной категории (6+, 10+, 12+ и т.д.).
ФАС может привлечь к ответственности за нарушение закона о рекламе как рекламодателя (то есть компанию, которая себя рекламирует), так и рекламораспространителя (владельца сайта).
Причем в законе для каждого есть свои списки норм, за несоблюдение которых они отвечают (соответственно, ч. 6 и 7 ст. 38 закона о рекламе). Но за некоторые нарушения накажут обоих.
Например, за недобросовестную и недостоверную рекламу привлекут персонально рекламодателя. А вот за рекламу того, что рекламировать в принципе запрещено (вышеприведенный список), могут оштрафовать и рекламодателя, и рекламораспространителя.
Кстати, если в каком-либо нарушении виноват еще и рекламопроизводитель (рекламное агентство), то он также может быть наказан штрафом.
По статистике, удается обжаловать около 17% решений Федеральной антимонопольной службы.
Согласно официальным статистическим данным ФАС около половины жалоб, подаваемых на ее решения и постановления, просто возвращаются заявителям в связи с формальными нарушениями. Оставшиеся жалобы, которые доходят до этапа рассмотрения, в 75% случаев рассматриваются в пользу ФАС.
Поэтому, к составлению жалоб следует привлекать опытных юристов, специализирующихся именно в сфере антимонопольного законодательства и на практике взаимодействующих со специалистами ФАС.
По результатам рассмотрения жалобы на решение или постановление о привлечении вас к административной ответственности за нарушение законодательства в антимонопольной сфере возможны три решения – об отказе в удовлетворении вашей жалобы, о полной отмене решения или постановления ФАС, об изменении решения или постановления ФАС.
Итак, с двумя первыми вариантами все предельно ясно, рассмотрим подробнее вариант номер три.
Каждый состав административного правонарушения в области антимонопольного регулирования и законодательства о рекламе предусматривает определенный диапазон между нижним и верхним пределом налагаемого штрафа. Следовательно, если в ваших действиях в той или иной мере действительно содержится нарушение законодательства, активное ведение дела грамотными юристами может позволить значительно уменьшить размер взысканного с вас штрафа. В таком случае предмет доказывания составляют факты наличия или отсутствия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.