Наши публикации
В этом разделе публикуются тематические материалы авторами которых выступают ведущие специалисты Консалтинговой Группы "ЛАЛ"

Претензионный порядок рассмотрения налоговых споров

2 июля 2013 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Закон), закрепляющий обязательный претензионный порядок рассмотрения налоговых споров. После вступления Закона в силу налогоплательщики при несогласии с решением налогового органа перед обращением в суд будут обязаны обжаловать его в вышестоящий налоговый орган.

Закон вступил в силу в течение одного месяца с даты официального опубликования. При этом после 1 января 2014 года обращению в суд для обжалования всех категорий актов, действий и бездействия налоговых органов и их должностных лиц будет предшествовать обязательное рассмотрение их в административном порядке.

Что изменяется после вступления Закона в силу?

1. Увеличиваются сроки вступления в силу решений о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Законом срок вступления решения налогового органа для всех категорий налогоплательщиков увеличен до одного месяца (п. 1 ст. 1 Закона). Решение ФНС России вступает в силу со дня его вручения налогоплательщику или его представителю. Это обусловлено тем, что обжаловать его в административном порядке будет уже невозможно, так как для ФНС России вышестоящего налогового органа не существует. Такие решения, а также действия (бездействие) сотрудников ФНС России могут быть обжалованы только в судебном порядке.

2. Стало обязательным обжалование в вышестоящий налоговый орган всех ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением решений вышестоящего органа по таким обращениям).

Требования предъявляемые к содержанию жалобы, срокам ее подачи и порядку рассмотрения.

На официальном сайте ФНС России размещено информационное письмо от 8 февраля 2011 г. "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган". Среди прочих рекомендуемых к отражению в жалобе указаны такие сведения, как: обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, суммы оспариваемых требований в разрезе, расчет оспариваемой денежной суммы.

Вместе с тем, это письмо носит рекомендательный характер, и в настоящее время налоговое законодательство не содержит требований к подаваемой в вышестоящий налоговый орган жалобе. В практике арбитражных судов встречались случаи обращения налогового органа в суд с требованием о признании претензионного порядка несоблюденным на том основании, что в жалобе налогоплательщика в налоговый орган не приведены обоснование его требований и подтверждающие их доказательства. Суды занимали сторону налогоплательщика, подтверждая достаточность факта выражения несогласия с выводами налогового органа и указания величины оспариваемой суммы налога (см., например, постановление ФАС ВВО от 1 июня 2011 г. № Ф01-2040/11 по делу № А17-4706/2010). Закон дополнил НК РФ статьей 139.2, закрепившей требования к содержанию и форме жалобы.

Кроме того, приведение доводов, опровергающих претензии налогового органа, лишь в отношении отдельных эпизодов не может, по мнению судов, свидетельствовать о намерении обжаловать решение только в части и должно быть признано надлежащим соблюдением претензионного порядка (постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. № 16240/10). Закон косвенно подтверждает эту выработанную практикой позицию, указывая на возможность вступления в силу обжалуемого решения в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части (п. 2 ст. 1 Закона).

Законом увеличены сроки для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик имеет право обратиться с жалобой в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 5 ст. 1 Закона). Максимальный трехмесячный срок подачи жалобы сохранен только для обращения в ФНС России.

Так же Закон сохраняет правило, согласно которому заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, добавляя при этом альтернативу — теперь срок для судебного обжалования будет исчисляться со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (п. 4 ст. 1 Закона).

Положительным для налогоплательщика является закрепление закрытого перечня оснований для отказа в принятии жалобы — это позволит снизить число необоснованных действий со стороны налоговых органов. В этот перечень включаются следующие основания:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям (п. 6 ст. 1 Закона).

Вышестоящий орган может рассмотреть новые документы по налоговому спору, но теперь на налогоплательщика возложена обязанность обосновать невозможность своевременного представления этих документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 7 ст. 1 Закона). Однако Закон не уточняет порядок их представления после начала рассмотрения жалобы — непосредственно в орган, рассматривающий жалобу, либо (как сама жалоба) через нижестоящий налоговый орган. В последнем случае, при отсутствии определенного срока передачи дополнительных документов, они могут поступить в вышестоящий орган и после вынесения им решения по жалобе.

Жалоба на решение о привлечении к налоговой ответственности будет рассматриваться в течение одного месяца со дня получения при возможном продлении этого срока еще на один месяц. Для всех прочих категорий жалоб эти сроки составляют 15 и 15 дней соответственно (п. 7 ст. 1 Закона). Закон гарантирует право налогоплательщика на судебное обжалование в случае халатности налогового органа, рассматривающего жалобу. Если решение по жалобе не принято вышестоящим органом в установленные сроки, налогоплательщик может обжаловать в суд первоначальное решение о привлечении его к ответственности (п. 4 ст. 1 Закона).

К сожалению, Закон не разрешает волнующий многих налогоплательщиков вопрос о возможности личного присутствия при рассмотрении жалобы в административном порядке. Если ранее у налоговых органов была возможность использовать пробел в законодательстве и по своей инициативе извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения его жалобы, то теперь Закон прямо закрепил в ч. 2 ст. 140 порядок рассмотрения вышестоящим органом жалобы без участия подавшего ее лица.

Отзывы о компании

Все права защищены © Консалтинговая Группа "ЛАЛ" 2024. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка

Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует Интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. в Политике конфиденциальности. В случае Вашего отказа от продолжения работы с сайтом закройте пожалуйста страницу с нашим сайтом. Условия использования «cookies» см. в Правилах пользования сайтом.

   Для подтверждения Вашего согласия на обработку данных на указанных выше условиях нажмите "Согласен(на)".
EU Cookie Directive plugin by www.channeldigital.co.uk