Какие ассоциации приходят при слове «Кипр»? Правильно – «оффшор».
Не один десяток лет россияне регистрируют компании на средиземноморском острове. Кто для экспансии на европейские рынки, кто для защиты бизнес - активов и частной собственности, а кто и для снижения налоговых потерь. И хоть никогда кипрские компании не были похожи на те, что создаются в оффшорных центрах (на Кипре они платят налоги, предоставляют аудированную отчетность и подвергаются обычным мерам контроля), привычка называть их оффшорными, а страну – оффшорной юрисдикцией, казалось, укоренилась в сознании как журналистов и бизнесменов, так и российских налоговиков.
А все из-за «человеческого» отношения к предпринимателям, бескомпромиссной защиты частной собственности и сравнительно невысокой 10% ставки налога на прибыль.
Время шло, и стало понятно, что страдает не только репутация страны в качестве современного финансового центра, но и бизнес. Российские законодатели и Минфин все чаще стали использовать те или иные методы давления на предприятия, что сотрудничают с кипрскими компаниями. Это явилось следствием попадания страны в «черный» список, который называется «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (смотрите Приложение к приказу Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. N 108н).
Это не могло не беспокоить кипрские власти и местный Минфин. «Несправедливо!» - восклицали киприоты. И возмущение было оправданным, ведь в «черном» списке не появились ни Швейцария, ни Сингапур, ни Люксембург с Данией и Нидерландами, предлагающие в чем-то похожие или даже более либеральные налоговые условия.
Для того чтобы убрать страну из списка российского Минфина, кипрские власти согласились с идеей пересмотра некоторых норм российско-кипрского Соглашения об избежания двойного налогообложения. 7 октября 2010 года, после длительных и тяжелых переговоров, во время визита на остров Президента России Дмитрия Медведева, был подписан Протокол к налоговому соглашению. Он был ратифицирован российской стороной еще в феврале 2012 года (но часть новаций вступит в силу с 1 января 2013 года, часть – с 2017 года).
Текст налогового Соглашения приведен в соответствие с рекомендациями Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), и можно уверенно заявить (это критически важно!), что он не утратил преимуществ по сравнению с подобными соглашениями, которые действуют между Россией и иными странами.
Но время шло, а Кипр все еще оставался в оффшорном списке. Приближался 2013 год, а вместе с ним риски и дополнительные заботы, связанные с исполнением, например, законодательства России о трансфертном ценообразовании.
И вот, наконец-то, свершилось наиболее ожидаемое российскими налогоплательщиками событие. Приказом Минфина России от 21 августа № 115н с 1 января 2013 года Республика Кипр исключена из так называемого списка оффшоров. Однако понадобилось еще более чем два месяца, чтобы это событие было обнародовано!
Ну а что же дает Кипру и кипрским компаниям, которые совершают сделки с российскими предприятиями, удаление страны из «черного» списка?
- Это способствует дальнейшему поддержанию теплого инвестиционного климата между двумя странами. Теперь никто больше не имеет оснований ассоциировать Кипр и оффшорную тематику в негативном смысле этого термина.
- С 1 января 2013 года, получив дивиденды от кипрской компании, российская организация - акционер не будет уплачивать налог на доход в размере 9% от полученной суммы, если владела не менее чем 50% акций / долей кипрского предприятия не менее 365 дней. Таким образом, российские холдинги смогут эффективно использовать кипрские компании для владения иностранными корпоративными структурами и получения доходов от них. Они очень удобны для этого, ведь на Кипре не возникает никаких налогов ни при получении, ни при дальнейшей выплате дивидендов, независимо оттого, в какой стране зарегистрировано предприятие, перечисляющее или получающее дивиденды.
- Начиная с 2013 года, российские налоговые органы не смогут контролировать величину платежей от российской компании в пользу независимой кипрской за полученные товары, услуги, роялти и т.д. Если же иностранная компания зависимая, то все платежи в ее пользу, превышающие установленные лимиты (для 2012-2013 годов – 60 миллионов рублей в год), будут контролироваться в любом случае.
- Возникают также и некоторые иные возможности, интересные для некоторых, например, финансовых структур.
Ниже приводим «черный» список российского Минфина по состоянию на 1 января 2013 года (на 15-й позиции ранее была Республика Кипр).
Перечень
государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)
1. Ангилья;
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
4. Аруба;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
7. Белиз;
8. Бермуды;
9. Бруней-Даруссалам;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
12. Гибралтар;
13. Гренада;
14. Содружество Доминики;
15. ----- ИСКЛЮЧЕНО ------
16. Китайская Народная Республика:
- Специальный административный район Гонконг (Сянган);
- Специальный административный район Макао (Аомынь);
17. Союз Коморы: - остров Анжуан;
18. Республика Либерия;
19. Княжество Лихтенштейн;
20. Республика Маврикий;
21. Малайзия: - остров Лабуан;
22. Мальдивская Республика;
23. Республика Мальта;
24. Республика Маршалловы Острова;
25. Княжество Монако;
26. Монтсеррат;
27. Республика Науру;
28. Нидерландские Антилы;
29. Республика Ниуэ;
30. Объединенные Арабские Эмираты;
31. Острова Кайман;
32. Острова Кука;
33. Острова Теркс и Кайкос;
34. Республика Палау;
35. Республика Панама;
36. Республика Самоа;
37. Республика Сан-Марино;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. Сент-Китс и Невис;
40. Сент-Люсия;
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:- Остров Мэн;
- Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).
42. Республика Сейшельские Острова.