В настоящее время широкое распространение получили административные споры, связанные с обжалованием отказа в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Действующее законодательство РФ предусматривает право регистрирующего органа (в лице уполномоченного сотрудника Налоговой службы РФ) отказать заявителю в регистрации юридического лица или при наличии достаточных оснований временно приостановить регистрационные мероприятия и сопутствующие действия. Перечень указанных оснований содержит ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно:
- непредоставление полного перечня необходимых документов и сведений со стороны юридического лица при нарушении нормативных актов, которые были выявлены в процессе изучения содержания учредительной документации юридического лица;
- неправильный выбор уполномоченного органа и соответственно, последующее направление заявления и документов в орган, не располагающий соответствующими полномочиями;
- неверная форма и содержание бланков, необходимых для совершения процедуры;
- предоставление бланков, не прошедших процедуру нотариального заверения в случаях, когда данная процедура является обязательной по закону;
- выявление каких-либо ограничений, препятствующих участию определенных групп людей в статусе учредителя организации или предприятия.
Указанный список оснований является полностью исчерпывающим, за исключением применения к некоммерческим образованиям (ст. 23.1 129-ФЗ), а следовательно регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации юридических лиц по иным причинам, которые не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации.
Однако, как показывает юридическая практика, несмотря на строго определённый перечень оснований, уполномоченные сотрудники налоговых служб при вынесении решений по отказам в регистрации, зачастую самостоятельно расширяют этот список. К примеру, ошибки в заполнении различных пунктов заявления могут расцениваться как непредоставление документа или предоставление неверных сведений. Если в отношении заявителя вынесено решение об отказе в госрегистрации, он вправе обратиться с жалобой в вышестоящий государственный регистрирующий орган.
Максимальный срок, в течение которого уполномоченный орган государственной службы обязан рассмотреть жалобу, составляет 15 дней с момента приема. Уведомление по результатам рассмотрения осуществляется в той же форме, в которой заявитель подал жалобу в уполномоченный регистрирующий орган.
Решение налогового органа можно обжаловать и в судебном порядке, в соответствии с положениями 129-ФЗ. Подача жалобы осуществляется в трехмесячный срок. Исчисление срока подачи жалобы начинается с того момента, как лицо узнало о том, что его права на государственную регистрацию организации или предприятия (юридического лица) были нарушены. В случае упущения срока на подачу жалобы представитель потенциального юридического лица предоставляет вместе с жалобой прошение о восстановлении этого срока. Дополнительно к жалобе и ходатайству прилагаются документы, которые являются доказательством наличия уважительных причин нарушения сроков.
К сожалению, отрицательные решения в отношении государственной регистрации юридических лиц не редкость. Поэтому, очень важно сотрудничать с квалифицированными юристами еще на этапе подготовки документов для регистрации юридического лица. А если решение об отказе в госрегистрации в отношении образования уже принято, без помощи грамотного специалиста и вовсе не обойтись.